Другие статьи рубрики:


Семья, быт, люди  ->  Детство

Чтение сказок как один из возможных методов взаимодействия ребенка и взрослого


Сегодня многие семьи сталкиваются с проблемой воспитания подрастающего поколения. Очень часто воспитательный эффект не оказывают такие традиционные методы воспитания, как личный пример, поощрение или наказание. Это объясняется тем, что взрослому очень сложно (а иногда и вовсе невозможно) понять мировосприятие ребенка, увидеть мир его глазами. Тем временем, психологами выявлены весьма действенные методы взаимодействия с детьми младшего возраста, одним из которых является воспитательное воздействие на ребенка с помощью сказок.

Главным преимуществом такой методики является то, что это не только высокоэффективная, но и гибкая форма работы с детьми. Применяя сказку, можно не опасаться проявления какой-либо негативной реакции со стороны ребенка. Именно этот вид коммуникации помогает незрелой психике ребенка мысленно проигрывать, переживать и осмысливать конфликтную ситуацию в доступной ему форме. Сказка помогает ребенку погружаться в проблему настолько, насколько он готов.

Действия, происходящие в сказке, - это своеобразное символическое изображение реальной жизни. В сказках, как и в повседневной жизни, встречаются проявления самых распространенных пороков человечества: чревоугодия, жадности, эгоизма, трусости, лени. В любой сказке ведется активная борьба зла и добра, добрых и злых персонажей. По сути, сказка – это та же жизнь, та же действительность, окружающая ребенка. Просто она представлено в гораздо более интересной форме.

Чтение сказок помогает человеку сравнить себя с разными персонажами, выявить сходства и различия, провести некую параллель между действительным и воображаемым. На основе сюжета той или иной сказки родитель может доходчиво объяснить ребенку, что можно делать, а что делать нежелательно. В любой сказке есть основа для воспитательного воздействия на ребенка. Выбор сказок зависит от тех проблем, с которыми сталкивается родитель. Если ребенок проявляет эгоизм, жадность, лень, то ему следует рассказать сказку о рыбаке и золотой рыбке. Внимательно проанализировав проблему, родитель интуитивно сделает правильный выбор. Ведь только он знает все особенности развития своего ребенка, его достоинства и недостатки.

Форма усвоения сказки определяются возрастной категорией ребенка. Детям младшего возраста нравится, когда им читают сказку перед сном. Для усиления воздействия на подсознание ребенка можно посадить его к себе на колени, чтобы он мог следить за чтением и рассматривать иллюстрации. Не стоит подавлять такие естественные эмоции ребенка, как смех, удивление, испуг или страх. Одной из основных функций сказки является высвобождение скрытых чувств и эмоций. Это помогает родителю выявить имеющиеся у ребенка психологические проблемы. На основе эмоциональных реакций ребенка можно сделать вывод и о правильности сложившихся в его сознании стереотипов поведения. После прочтения необходимо обсудить сказку, ее основную идею. Результатом многочисленных обсуждений станет понимание ребёнка, его внутреннего мира, его мышления и восприятия различных ситуаций.

Если ребенок в достаточной мере овладел техникой чтения, его можно попросить прочитать сказку вслух. Это помогает лучше воспринять текст сказки. Кроме того, это поможет развить в ребенке стремление к самостоятельности. Можно попросить ребенка нарисовать важную сцену из сказки, а потом на основе рисунка составить рассказ-рассуждение. В результате подобной работы коммуникативные способности ребенка начнут развиваться. К тому же, это поможет эффективнее взаимодействовать со взрослыми, установить с ними тесный эмоциональный контакт.





Параметры статьи

Адрес источника: http://fairy-tails.net/

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/14717_stat.html