Другие статьи рубрики:


Культура и искусство  ->  Музыка

Развитие и корни российской популярной музыки


Традиции русской популярной музыки пришли к нам из глубокой древности от наших далеких предков. Спектр популярной музыки, а особенно популярных песен, необычайно велик – от задушевных песен, выражающих отчаяние, душевную боль и тоску, до «блатных» напевов и частушек.

В XIX веке наибольшую популярность завоевал романс – лирическая песня в сопровождении гитары или фортепьяно. Романс был одинаково желанным гостем и в крестьянской лачуге, и в царском дворце. К середине XIX века в моду вошел так называемый городской романс. Он впитал в себя популярные русские песни, цыганские народные песни, популярные западноевропейские песни. Этот гармоничный синтез под аккорды гитары горячо любим широкими слоями российской публики и ныне. Современная российская «попса» - правопреемница русской народной песни вообще и городского романса в частности.

После Октябрьской революции в популярной музыке преобладали бодрые ноты, которые должны были ободрять строителей коммунизма, воспитывать в нем патриотизм. Произведения этого жанра принадлежат Оскару Фельцману, Исааку Дунаевскому, Василию Соловьеву-Седому. В это же время, не смотря на репрессии властей, дорогу в массы пробивает джаз. В связи с этим нельзя не упомянуть Леонида Утесова, Олега Лундстрем.

50-60-е годы были расцветом лирического направления в музыке. Его проводниками были Валерий Ободзинский, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Анна Герман, Эдита Пьеха, Майя Кристалинская, а так же Лев Лещенко, Марарита Суворова, Лидия Клемент. 70-е годы XX века – это период становления вокально-инструментальных ансамблей, которые в настоящее время переименовались в группы и имеют бесчисленное множество стилей и направлений. В этот период на пике популярности находились Алла Пугачева, София Ротару, Валерий Леонтьев, ВИА «Цветы», «Пламя», «Песняры», «Верасы», «Сябры», «Ариэль», «Ялла», «Самоцветы».

В 80-е годы на советской эстраде появились новые звезды – Евгений Мартынов, Як Йолла, Валентина Легкоступова, Александр Малинин, Владимир Кузьмин, Анне Вески и другие. В 90-е перестроечные годы появились новые имена: Игорь Тальков, Олег Газманов, группа «Любе», «Кар-мен», большим успехом у зрителей пользовалась группа «На-на», Филипп Киркоров и др.

Сейчас, в XXI веке, шоу-бизнес превратился в настоящего монстра со своими телеканалами и системой рекламы. Количество исполнителей растет, как грибы после дождя, чего не скажешь о качестве.

С 70-х годов прошлого века «попса» прошла довольно значительный путь, пройдя сквозь горнило преобразований. Если в 70-х годах приоритет был за текстом и вокальными данными исполнителя, а аранжировка была еще в стадии зарождения (хотя уже тогда была естественнее и живее теперешней), то в 80-е годы аранжировка встала довольно крепко на ноги и в ее голосе зазвучали электронные звуки. Именно она вышла на первое место, задвинув исполнителя. Текст же не сдавал своих позиций. В 90-е годы аранжировка прочно установила свое первенство, потеснив и текст. В самой же аранжировке спецэффекты и ритм подменили собой мотив и мелодичность.

Текст в настоящее время доведен до абсурда, впрочем, как и вокальные данные исполнителя. «Попса» превратилась из протяжной задушевной песни в музыкальное сопровождение для танцующих. Это печальное превращение быстро утомило подавляющую часть нашего населения, вернув на некоторое время популярность старым песням. Но в людях живет стремление к новизне, хочется новых мелодичных песен с безупречным текстом и вокальными данными исполнителей. Пока этого нет и, вероятно, в ближайшем будущем не предвидится. Но коль зародилась идея в массовом сознании народа, она пробьет себе дорогу в жизнь.





Параметры статьи

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/15052_stat.html