Другие статьи рубрики:


Культура и искусство  ->  Музыка

Отличительные черты, возникновение и развитие жанра российской и зарубежной рок-оперы


Рок-опера - опера, созданная в ключе рок-музыки. В целом, рок-оперы - это музыкально-сценические постановки, в которых ариями, исполняемыми многими вокалистами, раскрывается сюжет. При этом эти арии по музыке написаны в рок-стиле, а на сцене вместе с солистами могут присутствовать гитаристы, клавишники и вообще любые другие рок-музыканты.

Рок-опера также может являться и постоянно действующим выступлением, имеющим стабильный либо изменяющийся состав своих исполнителей, и просто записью. Использование ролей и подробного сюжета отличает рок-оперу от концептуального альбома. Довольно часто для записи или живого исполнения рок-оперы на самые главные роли берутся певцы известных рок-групп.

Вообще, данный жанр "рок-опера" появился в шестидесятых годах. Создателем слова «rockopera» и родоначальником этого жанра считают Пита Таунсенда, рок-гитариста и лидера популярной английской рок-группы The Who. Данный коллектив выпустил в 69 году альбом «Tommy», а на обложке альбома впервые было напечатано название этого жанра. Но исторически изобретателями жанра принято считать другую британскую музыкальную группу The Pretty Things, которая выпустила концептуальный альбом «S.F. Sorrow» в 68 году, записанный в 1967-м, но не сделавший, в отличие от выше упоминавшегося «Томми» The Who, большого успеха.

Алексей Рыбников все свои изыски в стиле рок-оперы определяет как «современную оперу», а композитор Виктор Аргонов называет стиль рок-оперы своего авторства «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» оперой или произведением в стиле техно. Однако, общая черта подавляющего большинства подобных произведений - это философская и историческая направленность, присутствие в них и инструментальных, и речевых участков, и вокальных, большой размер, а в российских рок-операх - тесная связь с основными русскими традициями (особенно у вышеозначенных Рыбникова и Аргонова).

В настоящее время в России получили популярность фолк-рок-оперы, такие как, «Жанна д’Арк», «Тампль» и тому подобное, и рок-опера «Дорога без возврата», написанная по основным мотивам книг стиля фэнтези.

Значительное отличие продуктов в жанре рок-оперы времени СССР - большая популярность, которую они получили, тогда как сегодняшние произведения этого жанра - сугубо адресные продукты, не способные в большинстве иметь коммерческую известность. Один из последних примеров - это рок-опера «Преступление и наказание» композитора Эдуарда Артемьева, которую автор писал почти 30 лет, но выход её в 2007-м году почти не был замечен широкой аудиторией слушателей при большой известности автора.

Постановки в этом жанре реализуются часто антрепризно или в театрах иных направлений - музыкальных или драматических. Единственным театром в нашей стране, специализирующимся на рок-операх, можно упомянуть театр «Рок-опера» в Санкт-Петербурге.

Русскоязычные рок-оперы - это целый ряд произведений советского времени: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Стадион», «Юнона и Авось» и «Орфей и Эвридика» Рыбникова, «Алые паруса» (записана в 1977-м ВИА «Музыка» и создана Богословским), а также последние произведения: «Преступление и наказание», «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» и «Эльфийская рукопись» Артемьева, «Последнее испытание», «Паганини», «Царь-Девица», «Жанна д’Арк», «Кентервильское привидение», «Мастер и Маргарита» Александра Градского, а еще «Ангел Мести» Сергея Ефимова и Дарьи Достоваловой, начинающих музыкантов из Иркутска.

Читайте также: Искусство в Санкт-Петербурге - лучшие экскурсии для знатоков.





Параметры статьи

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/15164_stat.html