Другие статьи рубрики:


Культура и искусство  ->  Литература

Серебряный век русской поэзии в России - М.Цветаева, И. Северянин, А. Ахматова, А. Блок


Серебряный век представляет историческо-культурный процесс в России, конкретные временные границы которого не установлены, однако, известно, что они были заложены в восьмидесятые годы девятнадцатого столетия и заканчиваются тысяча девятьсот семнадцатым годом. Именно тогда наша страна переживала интеллектуальный и культурный подъем, который необыкновенно ярко проявлялся в философии, политике и поэзии. Понятие «серебряного века» никак не назовёшь только научным. Более очевидно, это показная сравнивающая основа, которая позволяет погрузиться в особую окружающую форму того времени - непохожего, самостоятельного периода. Когда меняется философское понятие, идёт умственный и культурный рост, который неподражаемо чётко проявлялся в философии, поэзии и политике, происходит усиление эстетического ощущения, влечения к прекрасному.

Соответственно воззрению Анненского, творцы искусства прошлого столетия чувствовали согласие между собой, природой и жизнью, в общем. Поэты же «современности» - единственного века - были утомлены ощущением личной пустоты, неизбежности расплаты, безысходности: большинство из поэтов были несчастны в своей жизни и закончили свою жизнь суицидальным уходом. Политические катаклизмы убрали у созидателей основу из-под ног - и целью собственного труда они ощущали в понимании причины предстоящей неправильности, исцелении и приобретении духовной целостности.

Литературное искусство этого века отличается особенным интеллектуализмом и элитаризмом: незаурядными представителями настоящего времени стали такие известные философы, поэты и писатели как К. Бальмонт, Н. Гумилев, А. Ахматова, Валерий Брюсов, А. Блок, Б. Пастернак, М. Цветаева, А. Белый, И. Северянин и многие другие. Любой из этих поэтов считал своим долгом завлечь красотой слога, разбудить человека к «вечному».

Из общей массы деятелей культуры закономерно выкристаллизовалось несколько направлений - групп творцов, проповедовавших разнообразные идеалы и идеи. Например, на творения символистов, в число которых входили Брюсов, Белый, Бальмонт, Блок сильное воздействие имело сообщество философов религиозного направления (Соловьев, Бердяев, Флоренский), обожествляющие непорочность Женственности, Божественного, Вечной красоты и тому подобное.

Акмеисты - Ахматова, Городецкий, Кузьмин, Мандельштам и основатель группировки литераторов Гумилев настаивали на в некотором роде иных ценностях - земных, реальных и с мастерством, созданных в твореньях искусства.

При этом литературная арена не была бы полна без футуристов - раннего Пастернака, Хлебникова, Маяковского. Их стихи имели скандальную славу: футуристы отрицали все прошлое, старое, стремились к лучшему будущему и изобличали недостатки своего времени в своих произведениях, порою, не скупясь на «крепкое» словцо.

В рамки обозначенных направлений не вошли стоящие особняком такие стихотворцы как И. Бунин, М. Цветаева, творчество которых не связано ни с одним направлением поэзии этого столетия.

Любая из групп поэтов конкурировала с иной, ведя непрекращающуюся борьбу за право представлять мир в своих произведениях в таком свете, в каком он им виделся. Тем самым удовлетворялись духовные запросы и разные потребности в искусстве разнообразных прослоек простого народа с подмогою духовной, крестьянской, сатирической, романтической, пролетарской, политической поэзии. Благодаря этому формировалась особая неспокойная, полная полутонов, бунтарская атмосфера серебряного века. В это время каждый из поэтов испытывал свое ощущение мира, отражая его в собственных произведениях - впоследствии из которой, как итог, образовался совершенно другой творческий период нарекаемый «золотым веком»: неповторимый период русской поэзии, отличающийся смирной радостью, притягательностью, и легкой «светскостью».





Параметры статьи

Адрес источника: http://slova.org.ru/

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/17348_stat.html