Другие статьи рубрики:


Науки  ->  Психология

Духовная практика в современном урбанизированном мире


Духовная практика есть стратегия «самостного бытийствования». Исторически мы наблюдаем любые варианты развития ситуации: самореализованные личности в традиции и вовне всех традиций; нерелиазовавшихся людей среди неприкаянных и преданных. Дело не в том, какая религия или кто авторитет. Важно, насколько вы едины с Реальностью. Преданность – лишь предпосылка данности самой Реальности, или путь традиционной реализации, когда упование преобладает над самопознанием. Данность же – «прямой путь» к Реальности, когда больше нет никого, кроме самой Самости, кто раскрывал бы Реальность, как она есть в чистом незамутненном бытии-сознании-блаженстве. Нет ни проводников, ни посредников – вы либо знаете, либо нет, а познания друзей не имеют никакого значения. Данность неизменно реальна: при выборе традиционной реализации вам придется сделать в итоге то же самое действие, с которого вы могли стартовать – видеть Реальность, как она есть. Рано или поздно вам придется встретиться с Реальностью без помощников, и серьезный вопрос – способны ли вы будете ее увидеть как самого Себя.

Обычно считается, что восточные традиции ориентированы на преемственность передачи навыков от ученика к учителю, и даже есть точка зрения, что самореализация несостоятельна без гуру. Однако подобная ультимативность опровергается уже при самом приблизительном знакомстве с самими восточными традициями. Так, исконная форма буддизма предполагает просветление исключительно «своими силами», а в традиции дзэн понимание уникальности пути возведено в высшую степень: «Если встретишь Будду, убей его!». Подобная позиция в западном самосознании была заложена еще древнегреческим философом Сократом, который сам отказался от посвящений в мистерии, а потом пифия главного храма возвестила, что он является наимудрейшим из граждан. Неспособность современных людей следовать по стопам гуру в силу развитой самостоятельности в действительности находит прекрасную почву для ее дальнейшего развития на Востоке. Дело не в том, чтобы отказаться от традиционных знаний, просто нужно научиться использовать их, не теряя основания в себе.

Исходить из данности – значит понимать: ныне практически уже в любой стране человек находится в составном культурном пространстве, где в непосредственной близи стоят христианские, индуистские, буддийские, мусульманские храмы, а люди изучают йогу, тайцзы, рейки, тенсёгрити – и все они перемешаны друг с другом в семьях и на работе. каждая духовная традиция обладает теоретической системой описания мира и практической стратегией самореализации и освобождения от самсары. Каждый человек следует своей тенденции, отрабатывая стратегии взаимодействия с другими. Система умозрительна: «так – иначе», а стратегия алгоритмична: «если – то». Очевидно, что сейчас большинство заинтересовано в стратегиях, даже не постигнув или не основав никакой системы. Духовность стала едина с практикой в понятии «духовная практика» в отрыве от практической философии «воли и блага». Мы намерены восстановить баланс между пониманием и деятельностью, выделив основную «стратегию самобытности» для рефлексии многообразия структур и ориентации в многомерном культурном пространстве, из которого уже некуда деться.

Как известно, важно не что делать, а как делать. Неважно, какие культурные традиции оказываются в сфере нашей активности или же в лоне которых оказываемся мы сами. интересно выделить принципиальные параметры личной рефлексии, которые присущи всем системам, вместе с тем выработав стратегию задействования техник для проработки основных аспектов из любой доступной в сложившемся окружении культурной традиции. Как бы там ни было, исходя из данности, вы всегда обладаете неким пониманием ситуации, а также определенным видением цели, по направлению к которой вы способны предпринять те или иные шаги, заранее составив себе программу действий (возможно, на всю оставшуюся жизнь). Но стоит вам сделать несколько шагов в направлении цели, как понимание проясняется, да и представление о цели обретает более ясные очертания. Тогда становится ясно, какие иные шаги вы можете предпринять, исходя уже из прояснившейся данности. Все это может проделывать за вас учитель, но самостоятельное движение вернее. Если вы что-то поняли сами, то этого от вас никто не отберет, а если все находится в руках учителя, то не вам определять.





Параметры статьи

Адрес источника: http://self-being.ru/

постоянная ссылка на статью: http://www.po4itaem.ru/art/21159_stat.html